Главная   Об обществе   Хронограф   Библиотека   Фотогалерея  


Написать письмо в Костромское церковно-историческое общество

 Библиотека.

 

История   Публицистика   Богословие   Прочее   Архив

Тихомирова Е.Л. (2006 г.)

Икона и храм глазами прихожанина и исследователя.
Сегодняшний день.



Работа исследователя древнерусского искусства практически никогда не замыкается лишь в музейных собраниях. Живое общение с Церковью, посещение храмов и монастырей, знакомство с церковными традициями - это, пожалуй, необходимое условие для понимания и особо углубленного изучения религиозного искусства. По роду деятельности, да и по уже сформировавшейся личной привычке, нам приходится еженедельно посещать храмы г. Костромы и Костромской епархии для описания памятников или их реставрации. В результате этой работы мы получаем не только богатый материал для исторического или искусствоведческого исследования, но еще и интересные «повседневные» наблюдения, некоторыми из которых и хотелось бы сегодня поделиться.
Насколько важна древность храма и иконы для прихожанина? Этот вопрос мы задавали, например, в церкви Воскресения Христова на Дебре г. Костромы. Как широко известно, храм этот относится к середине XVII в. и его интерьер насыщен древними и ценными монументальными и станковыми иконами. Частично на этот вопрос ответил настоятель храма, сказав, что за «30 лет моего пастырского служения ни один прихожанин не спросил: батюшка, а какого века эта икона?», ибо, как пояснил священник: «у церкви другие задачи и другое виденье ценности иконы, далеко не всегда определяющееся ее древностью». Прихожане церкви Воскресения, согласно нашим опросам и наблюдениям, в большинстве также не только не преклоняются перед древностями храма, но чаще всего и не знают датировок настенной живописи и икон. Главное, чтобы в храме было «благолепие», которое большинством понимается как большое количество икон, ухоженные блестящие оклады, вычищенное паникадило, красивые киоты для чтимых икон и т.д. Так, на простой вопрос: «А какая икона у вас в церкви самая старая?» многие, даже десятилетиями (!) посещающие один и тот же храм, не смогли ответить. «Старость» иконы люди определяют, обычно, по цвету живописи. Например, потемневшая черная олифа воспринимается как атрибут древности и, потому, ценности, хотя относится такой образ может к концу XIX или даже началу XX в. Интересно, что к «черным» иконам прихожане относятся с особой теплотой: так, однажды отбирая иконы для реставрации по просьбе настоятеля в одной церкви Костромского района, ко мне подошла молодая женщина и сказала: «неужели вы их расчистите? (имея в виду снятие олифы), но как же в храме без почерневших икон?».
Второй вопрос, который постепенно начал нас интересовать, это «насколько прихожане знают состав святых на иконах в своем храме», проще говоря – смогут ли они назвать все сюжеты и всех святых на иконах, которым молятся и перед которыми ставят свечи. Оказалось, что около 80 % опрошенных смогли назвать только Спасителя, Богоматерь, св. Николая, св. Пантелеймона, Троицу Ветхозаветную и местночтимые и храмовые иконы. Названия остальных икон, располагающихся в иконостасе, на галереях, а уж тем более – на подоконниках (что часто встречается), как правило, не знают. Стоит заметить, что могут назвать икону, например: «Богоматерь Купина Неопалимая» или «Богоматерь Нечаянная Радость» или «Никола Бабаевский», «Спас Смоленский», но объяснить сюжет или название не могут. Свечи ставят обычно самым известным святым либо «празднику».
Наконец, третий вопрос, на который мы тоже получили ответ, был: «а насколько важен прихожанину стиль иконного письма» или стиль резьбы иконостаса? Иконы, как известно, делятся на три типа: традиционные «в византийском стиле», живоподобные и живописные. Живопись бывает темперной и масляной. Сейчас, когда открываются закрытые церкви, восстанавливаются монастыри, перед священниками встают сложные вопросы оформления внутреннего пространства храма, этот вопрос особенно важен. Здесь мнения разделились: первая группа, к которой примыкают люди пожилые или преклонного возраста, а также немногочисленное юное поколение любят и признают живописные иконы, им нравится, когда «Богородица красивая, как живая» и «Иисус красивый», они одинаково относятся к темперной и масляной живописи. Вторая группа: люди среднего возраста, молодежь (20-30 лет) – признают только традиционные темперные иконы, где не лица, а Лики святых, а живописные иконы «не нравятся», часто не могут объяснить почему, но «они какие-то не такие». Думаем, что здесь определенную роль играет все-таки современное направление церковного искусства, главный принцип которого: «возвращение к истокам православной Руси, к традиции иконописи XII – XV вв.» и большинство новодельных храмовых икон выполнено именно в этом древнем стиле. Напомним, что одним из наиболее популярных сейчас является тябловый иконостас с иконами «под Андрея Рублева», а отнюдь не рокайльный с образами «под Кирилла Уланова».
Вопросы, которые мы озвучили сегодня – не новы, некоторые из них занимали исследователей древнерусской иконы еще в XIX в., это и Н.П. Кондаков, И.А. Голышев, Ушаков Н.Н., И. Добрынкин. Изменилось ли отношение к иконе в начале XXI века, и изменился ли сам прихожанин? Наши наблюдения и опросы показали, что нет. Ни огромный поток богословской литературы и книг о церковной живописи, ни видеофильмы и энциклопедии об иконах и православном искусстве, ни популярные передачи по телевидению коренным образом ничего не изменили в восприятии храма и иконы у простого прихожанина.
Нам бы очень хотелось, чтобы эти краткие замечания не были восприняты как некая негативная оценка уровня нашей просвещенности в церковном искусстве. Наверное, главное для верующего не в древности иконной доски и церковной стены. Однако, « ARS LONGA, VITA BREVIS» и мы – далеко не последнее поколение, так давайте же стремится к тому, чтобы и за нами кто-то смог увидеть прекрасные иконы и фрески, зайти в средневековые храмы и, поразившись их небесной красоте, прочитать об этом интересные книги.

Hosted by uCoz